Раскрыта технология охраны «Северного потока-2» от диверсий

0
441

Страсти вокруг газопровода «Северный поток-2» не утихают. В то время, как власти Дании называют окончательные сроки строительства, США продолжают давить на Европу, угрожая тяжелыми санкциями. Масла в огонь подливает Киев, который пугает страшными экономическими последствиями прекращения транзита газа через Украину. У Берлина свои аргументы. Пока противостояние идет в политической плоскости, однако никто не может исключить и силовой вариант — например, диверсии, мы выяснили, чем можно защитить «Северный поток-2».

Развитые системы мониторинга, тральщики и беспилотные мини-субмарины

– Я считаю, что, на самом деле «Северному потоку-2» мало что может угрожать, – утверждает военный эксперт Алексей Леонков. – Во-первых, совершить диверсию, да еще и на дне моря, технически крайне сложно. Нужны специальные глубоководные подводные аппараты. А они есть далеко не у всех государств.

Следовательно, даже если участок «Северного потока-2» взорвут, будет понятно, что диверсия – дело рук государственных спецслужб. Это уже не спишешь на террористов-экстремистов. Кроме того, за себя говорит и статистика: до сих пор не было ни одного теракта или умышленного подрыва на подводных нефтепроводах, газопроводах или на тех же кабеля связи в Атлантике. Состояние таких объектов постоянно тщательно мониторится с помощью различных технических средств. Что касается газопровода, это постоянная проверка давления и величины расхода газа в трубе, на выходе из России и на входе в Европу.

«Так что вдоль трубы «Северного потока-2″ никто с автоматами ходить не будет и опутывать ее «колючкой» тоже не надо», — считает эксперт.

Он скептически оценил идею использовать ситуацию вокруг СП-2 в качестве предлога для увеличения военного присутствия на Балтике.

– Зачем? У нас там сил предостаточно. Более потенциал Балтфлота и так увеличится, если нужно, без всяких потоков, — утверждает Леонков. – Это вещи в разных плоскостях, и друг на друга они никак не влияют.

Тем не менее, убежден эксперт, система мониторинга должна быть отлажена до мелочей.

– Россия несет ответственность как поставщик. В контракте четко прописано, сколько мы перекачиваем и с каким давлением. Если что-то случается, мгновенно перекрывается газовая магистраль, формируется ремонтная бригада, определяется место аварии и с помощью, например, специальной подводной сварки или роботов-манипуляторов устраняется неисправность.

При этом известно, что у России есть в наличии и особые беспилотные подводные аппараты, которые могут быть использованы как средство мониторинга. Один из них роботизированный комплекс «Галтель». Еще несколько лет назад этот глубинный разведчик-сапер уже прошел обкатку у берегов Сирии. Он был занят поиском неразорвавшихся боеприпасов и охраной акватории у порта Тартус. Параллельно с этим «Галтель» помогла составить максимально подробную карту глубин.

«Галтель» ориентируется под водой с помощью особой гидроакустической навигационной системы. Дело в том, что ни российская ГЛОНАСС, ни заморская GPS до глубин не дотягивается, поэтому в ход идут маяки-ориентиры, которые задают координаты перемещения подводному аппарату. Но куда важнее зрячесть «Галтели» — она может разглядеть на морском дне даже небольшие замаскированные объекты – от пловца-диверсанта до спичечного коробка, застрявшего в иле.

Есть и другая подводная беспилотная новинка – изделие предприятия «Регион». В отличие от «Галтели», она еще в стадии опытно-конструкторской работы. Все что известно: длина аппарата – в среднем два метра. Диаметр сопоставим с «Галтелью». Ее преимущество – она может нести вооружение. Специальная модульная система позволяет «навесить» на нее подводный автомат, мины для дистанционного разминирования. Так он способен не только отслеживать ситуацию, но и при случае защитить приморскую инфраструктуру от подводных диверсий.

Кроме этого, в случае необходимости прикрыть район «Северного потока-2» могут и классические тральщики. Такие как базирующийся на Балтике «Александр Обухов» нового проекта 12700 с системой «Александрит-ИСПУМ».

– Например, он может заниматься поиском заложенных фугасов на трубопроводе. Его гидроакустическая система может даже в сложных гидрологических условиях обнаружить все типы мин: якорные и донные. Кроме этого, способна засечь и малогабаритные самодвижущиеся роботизированные боевые системы, — добавил эксперт Алексей Леонков.