Экономист Николаев высказался о росте цен: «Власти сами взвинтили инфляцию»

0
451

С начала года потребительские цены в России выросли на 0,9%, сообщил Росстат. Похоже, что инфляция, которая в годовом выражении ускорилась до 5,27%, не собирается останавливаться. Ее подхлестывает два серьезных фактора – безудержное подорожание продовольствия и неуклонно слабеющий рубль. Эксперты абсолютно не верят в эффективность принимаемых властями административных мер по замораживанию цен на социально значимые продукты, такие как сахар и подсолнечное масло. Более того, по их словам, это порождает новые ценовые всплески.

Рост потребительских цен по итогам года превысит 5%

Как поясняют в Росстате, нынешнее ускорение инфляции связано с существенным ростом цен на отдельные виды продовольственных (картофель, помидоры, яблоки, вермишель, макароны, яйца, сливочное масло, муку, мясо кур, сыры, печенье и чай) и непродовольственных товаров (туалетную бумагу и мыло, телевизоры, электропылесосы, бензин, сигареты и многие виды лекарств). В структуре потребительских расходов населения эти товары занимают очень значимые доли, например, бензин – 4,2%.

То, что цены будут расти и дальше, признают и в правительственных ведомствах. «Анализируя поступающие статистические данные, видим, что пик инфляции в годовом выражении еще не пройден», — заметила, например, замминистра экономического развития Полина Крючкова. Независимые аналитики высказываются намного более жестко и конкретно.

«Нынешние 5,27% инфляции – весьма неприятная история для чиновников, с учетом обозначенного Центробанком «незыблемого» таргета в 4%, — говорит доктор экономических наук Игорь Николаев. – Но власти создали эту ситуацию сами, когда в декабре решили заморозить цены на сахар и подсолнечное масло, подписав соответствующее соглашение с производителями и крупными торговыми сетями. В результате продавцы, чтобы компенсировать себе выпадающие доходы, взвинтили цены на другие виды продуктов. Так, в январе помидоры подорожали на 17%, огурцы – на 13%, и понеслось».

Николаев недоумевает, почему правительство не пошло более логичным путем, почему оно напрочь забыло о своем постановлении от 15 июля 2010 года № 530, утверждающем порядок введения предельных розничных цен. Согласно этому документу, вмешиваться в ценообразование чиновники могут, только если какой-то из социально значимых продуктов (перечень из 24 позиций включает в себя хлеб, сахар, подсолнечное масло, пшеничную муку) за последние 30 дней подорожал минимум на 30%. Предельные розничные цены устанавливаются на 90 дней по инициативе Минэкономразвития, которое еженедельно отслеживает стоимость продуктов в рознице. С 2010 года этот механизм ни разу не был опробован на практике.

Что касается ближайших перспектив, то у властей наверняка возникнет искушение еще не раз и не два использовать свой декабрьский подход к административному регулированию потребительских цен. Тем более, что на сентябрь 2021 года намечены выборы в Госдуму, и встает задача максимально успокоить население, чьи доходы резко упали во время пандемии, в отношении столь болезненной темы как инфляция. Однако, резюмирует Николаев, какие бы заявления не делали сейчас официальные лица, по итогам года инфляция наверняка превысит текущие 5%. «Не стоило вести себя как слон в посудной лавке», — подытожил эксперт.