Европейский союз выделил 13 млн евро на поддержку уязвимых категорий населения России, наиболее затронутых пандемией. Об этом сообщил высокий представитель ЕС по внешней политике Жозеп Боррель. Евросоюз собрал для помощи своим странам-партнерам 38,5 млрд евро, но России решили выделить лишь малую часть от общей суммы. Эксперт увидела в этом решении политический подтекст.
Как заявил господин Боррель, Евросоюз мобилизовал средства для решения неотложных вопросов в сфере здравоохранения и обеспечения гуманитарных потребностей, а также на экономическое восстановление и меры социальной защиты в странах мира. Транш для России предназначается «уязвимым группам населения», пострадавшим в пандемию.
Из 38,5 млрд евро России решили «пожертвовать» только 3,4% от общего объема средств. «Пока не ясно, в распоряжение какого российского ведомства эти деньги поступят и как будут распределяться: будут ли это прямые выплаты, допустим, пожилым людям или иным людям из «группы риска», перенесшим коронавирус, или эти средства пойдут в регионы на помощь больницам в закупке оборудования, например, томографов, аппаратов ИВЛ», — говорит заместитель руководителя ИАЦ «Альпари» Наталья Мильчакова.
Непонятно и с какой стати Евросоюз решил помочь России деньгами: в отношении РФ все еще действуют санкции Брюсселя. «Вероятно, такая щедрость европейцев связана с тем, что ЕС чувствует себя проигравшим в «гонке» за вакцину. Вакцины, которыми уже прививается весь мир, разработаны либо в России, либо в США (правда, с участием всего одной небольшой компании из ЕС), либо в Китае, либо в уже не входящей в Евросоюз Великобритании. Не исключено, что на фоне испорченных при Трампе отношений с США и неопределенности о будущем этих отношений при новом президенте Байдене, ЕС решил демонстративно развернуться в российскую сторону, при этом не меняя ничего принципиально в области санкций, — считает эксперт, — В любом случае, гуманитарная помощь – это всегда хорошо, ее нужно принять и доставить по назначению как можно скорее. Однако думать, что Евросоюз станет нам другом, а не просто клиентом по закупке углеводородов, поводов нет».