Тема новых антироссийских санкций во вторник, 21 августа, захватила всю повестку дня Вашингтона. В двух сенатских комитетах было намечено обсуждение проектов новых ограничительных мер, предложенных конгрессменами. Трамп в интервью Reuters высказался об условиях снятия с Москвы санкций. А министр иностранных дел Великобритании Джереми Хант отправился в американскую столицу, чтобы призвать Евросоюз и США выступить против России единым фронтом. Между тем сообщалось, что 22 августа Госдеп введет очередной атироссийский санкционный пакет. Проектов давления на Россию в Америке скопилось столько, что немудрено в них запутаться.
На данный момент в Сенате существует два проекта санкций против России, ожидающих рассмотрения. Первый из них еще в январе предложили сенаторы Марко Рубио и Крис Ван Холлен. Второй — похожий, но более жесткий — недавно выдвинули их коллеги Линдси Грэм и Боб Менендес. Оба они предусматривают ограничения, касающиеся российского госдолга.
Тем не менее мера эта спорная. По сообщению Bloomberg, иностранные инвесторы, которые попадут под эти санкции, владеют третью российского суверенного долга. Законопроект сенаторов серьезно ударит по банковскому сектору, иностранным компаниям и может привести к жестким ответным мерам России, предупреждают чиновники американского Министерства финансов.
Поэтому авторы законопроекта не исключили, что смягчат его. «Мы хотим убедиться, что вред будет, насколько это возможно, нанесен только российской экономике, а побочные эффекты будут ограниченными», — поделился с Bloomberg Крис Ван Холлен. В любом случае, намеченное на вторник обсуждение законопроектов в банковском и международном комитетах Сената — только первый этап, определяющий судьбу документов.
Санкции США с 22 августа 2018
У Госдепа свой взгляд на то, как надо давить на Москву. 22 августа ожидается введение первой части санкций американского внешнеполитического ведомства, связанных с «делом Скрипалей». Она нацелена на технологии двойного назначения, то есть те, которые могут использоваться и в военной, и в гражданской сфере. Впрочем, эти меры частично повторяют уже существующие. Гораздо более серьезный удар отложен до ноября, когда ограничения, как ожидается, коснутся авиакомпании «Аэрофлот» и дипломатических представительств.
Но и это еще не все. В воскресенье The Financial Times сообщали, что уже в ближайшую неделю США могут обложить санкциями компании, которые участвуют в строительстве газопровода «Северный поток-2». Подобным сценарием недовольна Германия, для которой закупать российский газ куда выгоднее, чем сжиженный американский. Предполагается, что именно об этом шла речь на недавних переговорах Владимира Путина и Ангелы Меркель.
Как ранее отмечали эксперты, возможно, Евросоюз под давлением Берлина примет так называемый блокирующий статут, который позволит европейским компаниям игнорировать распоряжения американских судов. Именная такая мера была задействована, когда Вашингтон возобновил санкции против Ирана, несмотря на протесты со стороны Брюсселя.
Очевидно, что единства между Европой и Америкой в вопросе новых санкций нет. Не исключено, что отчасти поэтому глава МИД Великобритании Джереми Хант в своем вашингтонском выступлении собирался призвать Евросоюз поддержать американские санкции. Во время своего первого визита в США в качестве главы ведомства Хант 21 августа, должен был выступить в вашингтонском Институте мира. Форин-офис заранее распространил отрывки из его речи, в которой говорится: «Мы призываем Европейский союз сделать так, чтобы санкции против России носили всеобъемлющий характер, и продемонстрировать, что мы на самом деле стоим плечом к плечу с США».
Необходимость встать «плечом к плечу» с США на данный момент выглядит гораздо более актуальной для самого Лондона, нежели чем для Брюсселя. В марте следующего года Соединенное Королевство официально выходит из Евросоюза и, озабоченное возможным ослаблением своих позиций на международной арене, занято поиском надежных союзников. А как известно, наличие общего противника — один из мощных факторов сплочения.
«Проблема Великобритании в том, что она, выходя из ЕС, значительно потеряла в ценности для Вашингтона по той простой причине, что теперь европейскими делами в интересах США будут заправлять другие страны, – считает генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин. – Великобритания оказалась на обочине. В этой связи Лондон, имитируя псевдополитическую активность, стремится создать иллюзию того, что он по-прежнему является чуть ли не ключевым партнером США на территории Европы и готов оказывать разные мелкие услуги по созданию нетерпимости в отношении России. Но того «единого антироссийского фронта», к которому призывает Джереми Хант, сейчас нет. Все эти разговоры о международной изоляции так и остались разговорами. Свидетельств этому, как и причастности России к отравлению Скрипалей, до сих пор не представлено. Поэтому мы это пока выносим за скобки реальной политики и целиком относим к фантазиям наших западных партнеров».
Что не стоит пока на повестке дня, так это ослабление санкционного режима. В интервью Reuters президент Дональд Трамп подчеркнул, что пока «вообще не рассматривал такую возможность». «Но я ее рассмотрю, — добавил глава Белого дома, — если они сделают что-то хорошее для нас… У нас много общего, много того, что мы можем сделать. По Сирии. По Украине. И по другим вопросам». Однако президент не уточнил, что же конкретно он ждет от России в качестве уступок.