Долг населения России за электроэнергию в 2020 году вырос до рекордных 66,6 млрд рублей. Люди перестали платить, поскольку в пандемию их финансовое состояние оказалось на грани фола. Кроме того, не работали системы штрафов и пени, что пошатнуло дисциплину даже платежеспособных потребителей. Эксперты убеждены, что ресурсные организации не простят многомиллиардной задолженности и на людей могут натравить коллекторов.
Увеличение задолженности граждан за электричество за год на 12 млрд руб., до 66,6 млрд руб, или на 22% — величина существенная. А в целом долги домохозяйств — 23% всей недоплаты на розничном рынке электричества, составляющей 287 млрд руб. на начало 2021-го. Об этом сообщил первый зампред правления Центра финансовых расчетов Дмитрий Чернов. При этом данная сумма выросла по сравнению с началом 2020 года на 9%, но сократилась с начала декабря прошлого года на 13% всего за месяц. Соответственно, в общей сумме задолженности доля негативной динамики долга населения не настолько велика, чтобы стать принципиально опасной для рынка.
То, что задолженность значительно снижается с декабря, говорит, вероятно, о следующем. В течение 2020-го из-за пандемии и локдаунов был, как известно, введён мораторий на начисление пени и штрафов за неоплату. Эта мера привела к тому, что многие потребители не оплачивали текущие платежи. Ведь доходы россиян упали значительно, и семьи зачастую просто не имели возможности погашать долги.
Но ближе к сроку окончания моратория — 1 января 2021-го — не желая «нарываться» на пени, многие пользователи постепенно стали уменьшать задолженность. К этому времени прошла и наиболее острая фаза пандемии, сопровождающаяся обвальным падением доходов. Для тех же, кто остаётся неплательщиком по электроэнергии, с января начисляются пени.
Прежде всего, недополученная прибыль поставщиков электроэнергии впоследствии может привести к срыву программы реновации и обновления сетей — соответствующая инфраструктура требует постоянной модернизации, убеждена старший аналитик ИАЦ «Альпари» Анна Бодрова. По её словам, без работ в этом направлении мощности сетей будут быстро изнашиваться, а вся техническая работа поставщиков энергии будет заключаться в постоянной ликвидации мелких аварий.
«Это неминуемо скажется на качестве услуг — потребители будут ощущать на себе перебои с электричеством, — подчеркивает эксперт. — Этого допустить нельзя, поэтому поставщики электроэнергии могут в будущем пойти по пути ритейлеров, и закладывать в стоимость услуг вероятные неплатежи, что приведет к росту цены на киловатт и еще больше осложнит ситуацию для тех, кто и сейчас с трудом оплачивает коммуналку»
Есть и другой вариант развития событий. Некоторые управляющие компании в обход законов стараются заключать договоры с фирмами, якобы консалтинговыми, а на деле использующими методы коллекторов для выбивания долгов, отметила специалист в области жилищно-коммунального хозяйства, директор Организации народного контроля Наталья Чернышева.
«За границей, например, строго запрещены такие методы, как угрозы, звонки в ночное время, распространение персональных данных о должниках и т.п. Там людям действительно пытаются помочь: подобные агентства выполняют роль финансовых консультантов и помогают договориться о рассрочке платежей, — рассказывает эксперт. — Не стоит у нас пытаться применять рэкетирские методы 90-х годов, даже несмотря на то, что в тех регионах, где их незаконно используют, действительно увеличилась собираемость платежей».
Чернышева также напомнила, что в связи с отменой моратория на отключения услуг за неуплату счетов по ЖКХ, должникам могут начать «гасить свет». Если отопление в зимнее время отключать нельзя по закону, то на электроэнергию это правило не распространяется.
«После окончания действия моратория вернулась обычная «допандемическая» практика. Поставщик имеет право при значительной задолженности обратиться в суд о её взыскании. Он также может ограничить предоставление услуги, то есть доступ к электроэнергии. Но сделать это не так просто. Необходимо заранее официально направить уведомление должнику под подпись. В нём даётся определённый срок для ликвидации долга. Если хотя бы частично задолженность гасится, это уже является достаточным поводом, чтобы не отключать от ресурса», — рассказывает главный аналитик TeleTrade Марк Гойхман.