Народный артист СССР ушел из жизни в больнице, месяц назад он пережил инфаркт, состояние его здоровья было не очень хорошим. Об этом ТАСС сообщил директор театра им. Вахтангова Кирилл Крок.
Друзья артиста рассказали, что Этуш до последнего момента играл на сцене. Расходы на погребение актера возьмет театр.
Как известно, Владимир Этуш сыграл во многих легендарных советских фильмах. Он стал известен благодаря роли товарища Саахова в «Кавказской пленнице», инженера Брунса в фильме «Двенадцать стульев». Этуш также выполнял роль Шпака в комедии «Иван Васильевич меняет профессию» и Карабаса Барабаса в «Приключениях Буратино».
Биография Владимира Этуша
Рожденный дважды
Владимир Абрамович Этуш родился 6 мая 1922 года в Москве, но датой рождения в паспорте значится 6 мая 1923 года. Сам Владимир Абрамович объясняет это следующим образом: «Тогда в некоторых семьях было принято записывать новорожденного мальчика годом позже. Дескать, придет время призыва в армию — крепче будет. Так поступили и со мной. И официально я существую с 23-го года.»
Отец — Абрам Этуш — был владельцем небольшого галантерейного производства, мама — Раиса Этуш — не работала до тех пор, пока отца не арестовали. Через полтора года заточения отца отпустили и даже выплатили всю зарплату.
Щукинское училище
Театром Владимир Этуш «заразился» еще в школе. На школьных вечерах он читал чеховскую «Маску». Потом стал заниматься в самодеятельности — в кружке при школе, которым руководил Павел Тихонович Свищев. Однако по окончании школы Владимир решил стать не актером, а режиссером.
Совершенно ничего не понимая в этой профессии, он подал документы в ГИТИС. Владимир Абрамович вспоминает: «С меня потребовали письменный план постановки. Я не понимал, как это сделать, и ушел с разбитыми надеждами. Дорога моя лежала мимо книжного магазина, на глаза попалась брошюра: «Режиссерский план постановки «Воспитанницы» Островского». Я ее купил, немного перефразировал, подал свой текст экзаменатору — и получил тройку».
После неудачи в ГИТИСе Этушу помог главный режиссер Театра имени Вахтангова Рубен Николаевич Симонов. Как признается Владимир Абрамович, он в то время дружил с племянницей режиссера. Ничего серьезного у них не было — просто приятельские отношения, но видимо у Симонова было другое мнение. Так благодаря Рубену Николаевичу Этуш был зачислен вольнослушателем на первый курс Щукинского училища.
Театр военных действий
Утром 22 июня 1941 года, возвращаясь домой с затянувшейся вечеринки, Володя Этуш увидел как мимо него на огромной скорости пролетела машина немецкого посольства. Уже потом он где-то прочитал, что это был автомобиль посла Германии в Советском Союзе графа фон Шуленбурга, который спустя час после начала вторжения вручил Молотову меморандум об объявлении войны.
Тогда Этуш хоть и обратил внимание на эту машину, но никакого нехорошего предчувствия у него не возникло. Он пришел домой, лег спать, а в 12 часов его разбудила мама и сказала, что началась война. «Никогда больше, даже в самые отчаянные мгновения на фронте, мне не было так страшно. Мама стояла и в ужасе смотрела, как меня трясет мелкой дрожью. Белая рубашка ходуном ходила у меня на груди, » — вспоминает Владимир Этуш.
Как у студента театрального училища, у Володи Этуша была бронь.
В последних числах сентября 1941 года во время спектакля «Фельдмаршал Кутузов» Владимир Этуш насчитав в зале 13 человек решил для себя, что его место не в театре. На следующий день он записался добровольцем на фронт.
Но сначала Владимр Этуш был направлен не на фронт, а в школу военных переводчиков в Ставрополь. На фронте попал в стрелковый полк и сражался в горах Кабарды и Осетии, принимал участие в освобождении г. Ростова-на-Дону, Украины. Был награжден орденом Красной звезды и медалями. Присвоено звание старшего лейтенанта. В 1943 году под Запорожьем был тяжело ранен. После госпиталя получил 2-ю группу инвалидности и был комиссован. В 1944 году вернулся на 4-й курс Театрального училища имени Щукина.
В 1945 году Владимир Абрамович был принят актером в театр имени Е.Б. Вахтангова, а также начал преподавать в училище имени Щукина в качестве ассистента педагога по мастерству актера.
Личная жизнь
«Моя личная жизнь строилась подобно актерской — методом проб и ошибок. Со своей женой Ниной Александровной я прожил длинную и счастливую жизнь, но пришел к этому союзу не сразу. Как и всякий мужчина, я встречал на своем пути женщин, которых любил и которые любили меня. Как бы ни складывались в дальнейшем наши отношения, каждая из них дала мне возможность испытать чувства, без которых жизнь кажется пресной, неполноценной. И я благодарен им за это,»- говорит Владимир Абрамович.
В 1945 году Владимир Этуш познакомился с девушкой по имени Ева — студенткой первого курса училища имени Щукина. Вскоре молодые решили соединить свои судьбы. И лишь в ЗАГСе он узнал, что жену, по документам, зовут Нинель Мышкова. Ей очень не нравилось имя, придуманное после революции («Ленин» наоборот). Нинель Мышкова была дочерью Константина Романовича Мышкова, генерал-лейтенанта артиллерии. Их брак продержался недолго. Впоследствии Нинель Константиновна окончила Московское театральное училище им. Щукина, играла в Театре-студии киноактера, снималась в кино («Дом, в котором я живу», «Дом с мезонином», «Человек ниоткуда» и др.).
После Нинель Мышковой Владимиру Этушу вскружила голову коллега по театру Елена Измайлова. Актриса была необыкновенно красива, пользовалась бешеной популярностью. Вместе они прожили недолго, так и не зарегистрировав свои отношения.
Затем было увлечение студенткой Людмилой Чурсиной. Педагог Этуш помнил, что отношения со студентами не должны выходить за рамки дозволенного. Но во время репетиции «Ведьмы» Чехова увлекся очаровательной второкурсницей.
Но главной женщиной, как говорит сам Этуш, в его жизни была Нина Крайнова. Приехав к любимому из Баку, преподавательница английского Нина Крайнова поначалу жила в гостинице «Москва». Каждую ночь бдительные служители выдворяли Этуша из ее номера. Вместе они прожили 48 лет, пока супруги не стало. От этого брака родилась дочь Раиса — актриса Театра сатиры.
В третий раз Владимир Абрамович женился в восемьдесят на своей поклоннице — Елене Горбуновой, преподавателе английского языка, которая младше Владимира Абрамовича на 42 года. Но эта значительная разница в возрасте лишь способствует их прочному браку.
Театр
Свой творческий путь в театре В.А.Этуш начал с возрастных, характерных, комедийных эпизодов. Самая заметная роль в начале творческого пути — слуга Лаунс в комедии Шекспира «Два веронца». Благодаря блистательным интермедиям Н.Эрдмана, роль сверкала и искрилась юмором. Дуэт излюбленных Шекспиром слуг-простаков был построен на импровизации и требовал от артистов полной свободы, находчивости, стремительных реакций и огромного обаяния. Все это в полной мере присутствовало у артиста, и эта роль стала одной из самых его любимых.
Этуш всегда умел создать цельный характер на небольшом по объему материале. Среди его ранних работ и мягкий, интеллигентный Дорогомилов («Кирилл Извеков» К.Федина), и полицейский Меньос («Ангела»), и знаменитая маска Бригеллы («Принцесса Турандот» К.Гоцци).
Творческая судьба В.А.Этуша — прекрасное подтверждение знаменитой формулы К.Станиславского о том, что нет маленьких ролей, а есть маленькие артисты. Однако от филигранно сыгранных эпизодов артист постепенно переходит к созданию сложных, разноплановых характеров.
В комедии Б.Шоу «Миллионерша» Этуш играет незадачливого любовника Блендербленда. В противовес авторской ремарке о громоздком, неповоротливом человеке, В.Этуш создает впечатление чего-то легковесного, непрочного, с фатальной неизбежностью ждущего какого-то подвоха. А когда он случается, герой моментально трансформируется и становится назойливым, навязчивым, грубым. Быть может, это парадокс, но игралась эта роль с невероятным блеском и изящной иронией.
В 1965 г. театр ставит драму Э.Золя «Западня», и с роли Купо начинается новый этап в творчестве В.А.Этуша. В начале спектакля Купо — добрый и нежный, великодушный и робкий, влюбленный и очень надежный. Но судьба оказывается безжалостной к нему, наносит страшный удар, как бы, испытывая его на прочность. И артист замечательно играл момент перехода своего героя от силы и уверенности к полному безволию и зависимости от обстоятельств, от бесстрашия к полному нравственному и физическому краху. Этуш играл своего Купо с подлинным, глубоким драматизмом.
И вновь комедия. Чванливый, тщеславный, упрямый и, в тоже время, по-детски доверчивый Журден в «Мещанине во дворянстве» Ж.Б.Мольера. Роль была сыграна с истинным комедийным блеском и безудержной фантазией.
А в комедии Эдуардо де Филиппо «Великая магия» В.А.Этуш выходил на сцену в образе иллюзиониста Отто Марвульо. Его персонаж жил в двух состояниях — реальном и выдуманном. Порой они пересекались, уступая место друг другу: грустная реалия с нищетой, нахлебниками-родственниками, алкоголичкой женой и мир иллюзий, в котором Отто Марвулья — чародей, волшебник, маг, и нет ему равных. Этуш удивительно поэтично раскрывал эти тайные минуты в жизни своего героя. В спектакле «Будьте здоровы» Этуш вновь невероятно ярок и смешон в острохарактерной роли обанкротившегося писателя Мерикура.
В спектакле «Белый кролик» его герой вновь попадает в ситуацию, когда реальная жизнь невыносима в силу столкновения с глухими, алчными, черствыми и жестокими родственниками. И, для того, чтобы сохранить свой собственный мир, герой придумывает его и рассказывает о нем только своему другу, тоже выдуманному — белому кролику Чарли. Этуш использует для характеристики своего образа такие чистые, наивные краски, что зритель не может остаться к нему равнодушным, он всегда на его стороне.
И еще одна встреча с драматургией Эдуардо де Филиппо — спектакль «Цилиндр». С невероятной элегантностью и изяществом обыгрывает актер нелепейшую ситуацию, в которую попадает его герой Аттилио.
Кино
Дебютом в кино стала роль Сеида-Али в исторической картине «Адмирал Ушаков» (1953). В последующие 13 лет Владимир Этуш снимался достаточно редко. Среди ролей тех лет: Мартини («Овод»), Мамедов («Время летних отпусков»), Калоев («Председатель»).
Настоящую любовь зрителей принесла Этушу комедия Леонида Гайдая «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», которая вышла в 1966 году. В этой картине он очень убедительно сыграл роль кавказца товарища Саахова. Владимир Абрамович признается, что этому помогло то, что в юности он служил в Закавказье: «Я как губка впитывал этот говор, акцент, так что в «Кавказской пленнице» мне было легко играть». Леонид Гайдай, увлеченный актером, практически его не трогал, позволял много импровизировать. В результате и родились нетленные: «шляпу сними», «садись пока», «горячий, совсэм бэлый». А его «спортсменка, комсомолка…»! Все эти фразы мгновенно стали крылатыми.
После «Кавказской пленницы» Этуш стал национальным героем и на Кавказе, и в Закавказье. Он рассказывает: «После выхода картины на экраны знакомые предупреждали меня, чтобы был осторожен — мол, кавказцы и побить могут. А получилось совсем наоборот. Как-то пришел на базар, так меня там чуть ли не на руках стали носить. Со всех сторон окружили, стали наперебой угощать. То есть приняли как родного. Хотя, как я понял, азербайджанцы считали, что Саахов — это армянин, армяне считали, что он азербайджанец, грузины тоже принимали явно не за своего… И всем было приятно. Особенно мне».
Успех «Кавказской пленницы» привел к тому, что актера стали много приглашать сниматься и, как правило, в острохарактерных и комедийных ролях. Так в «Старой, старой сказке» Надежды Кошеверовой он сыграл короля, в ее же музыкальной сказке «Тень» — Пьетро, в комедии Вилена Азарова «Неисправимый лгун» — эмира Бурухтании, в фильме «По улицам комод водили» — Гиацинтова, в сказке «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил» — факира.
Амплитуда его персонажей невероятна: от сказочных королей, факиров до мелкого жулика Шпака в блестящей комедии Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию». У того же Леонида Гайдая актер снялся еще раз в экранизации «Двенадцати стульев», с блеском сыграв инженера Брунса. А его неподражаемый Карабас-Барабас в «Приключениях Буратино» Леонида Нечаева! Вдвоем с Владимиром Басовым, исполнившим роль Дуремара, они создали веселый, искрометный дуэт. И не случайно эта сказка на многие годы стала любимой всеми детьми.
Роли Шпака, Саахова и Карабаса-Барабаса заслуженно стали визитной карточкой Владимира Этуша.
Герои Этуша — люди, преимущественно, нечистые на руку, хитрые и алчные. Большинство из них при этом вызывает смех зрителей, однако если роль требует серьёзного, драматичного звучания, актёр мастерски ведёт её в совершенно иной интонации. Этушу подвластны все жанры — от буффонады и площадной сатиры до подлинной трагедии.