Нефтяные котировки поставили очередной локальный рекорд, почти оттянувшись до $60 за баррель. В последний раз такие высокие цены были аж год назад — в феврале 2019-го. Таким образом, рынок отреагировал на заявление Саудовской Аравии о дополнительных сокращениях производства и требование американского президента Джо Байдена ввести мораторий на добычу углеводородов на федеральных землях США. Для России рост цен на нефть является приятным известием, поскольку экспорт энергоресурсов обеспечивает значительную часть доходов отечественной казны. Вместе с тем, даже несмотря на удачную конъюнктуру на сырьевом рыке, скоро баррель уже не сможет оказывать поддержку российской валюте — курс рубля грозят обрушить новые американские санкции.
На отметке около $60 за баррель нефтяные котировки держатся несколько дней подряд. Рынок продолжает отыгрывать соглашение о снижении добычи «черного золота», которое страны ОПЕК+ подписали в начале января. Его условия предполагают, что Саудовская Аравия и все остальные члены альянса, в феврале и марте урежут свои аппетиты в общей сложности на 1,4 млн баррелей в сутки. Ирак и Нигерия, в прошлом году не полностью выполнившие свои обязательства по уровню добычи, возместят превышенные лимиты и дополнительно сократят производство на «штрафные» объемы. Исключением станут только Россия и Казахстан, которым в течение этих месяцев позволили увеличить добычу на 150 тыс. «бочек». Положительные результаты сделки налицо — за прошедшее с момента заключения очередного соглашения ОПЕК+ время стоимость «черного золота» выросла почти на $10.
В пользу роста цен также играют решение Байдена о приостановке на 60 дней выдачи новых разрешений на бурение в американских акваториях и его требование ввести временный запрет аренды для добычи нефти и газа на территории федеральных земель США, которые дают до 25% всего «черного золота» страны. «Сейчас котировки нефти достигли рубежей февраля 2019 года, то есть практически «допандемического» уровня. Как будто не было первой и нет второй волны эпидемии, нет нарастающих во многих странах локдаунов, нет появления новых штаммов коронавируса, падения экономики ведущих стран и мирового ВВП в целом», — отмечает главный аналитик «ТелеТрейд» Марк Гойхман.
Впрочем, как следует из отчета ОПЕК+, оценивающего перспективы сырьевого рынка, спрос и цены на нефть еще долго будут оставаться неопределенными. Уже сейчас темпы роста нефтяных котировок могли бы оказаться гораздо выше, но их сдержало отсутствие положительной динамики в борьбе с коронавирусом и медленные темпы вакцинации. «По февральской оценке ОПЕК+, суточный спрос на «черное золото» в начале 2021 года увеличился лишь на 5,6 млн баррелей, тогда как в 2020 году в среднем потребности в нефти упали на 10 млн «бочек». Такая динамика будет препятствовать восстановлению цен. В связи с повышением котировок, страны, не входящие в соглашение ОПЕК+, смогут существенно увеличить добычу и экспорт энергоресурсов. Прежде всего, это сделают США, которым не помешают даже выдвигаемые Байденом ограничения. Самый оптимистичный прогноз в таком случае — падение котировок на $5 за баррель», — предупреждает Гойхман.
Между тем, даже в случае сохранения стабильной ценовой конъюнктуры, в скором времени нефть перестанет оказывать традиционную помощь одному из главных формальных индикаторов благосостояния населения нашей страны — российской валюте. Причем, пугает не риск возможного обрушения стоимости сырья. «Основной урон рублю могут нанести новые санкции, которые собирается объявить Вашингтон, — утверждает руководитель ИАЦ «Альпари» Александр Разуваев. — Пока не до конца ясно, насколько жесткими они станут, примут индивидуальный или секторальный характер, затронут ли «Северный поток — 2», а также коснутся ли частных инвестиций иностранцев в российские ОФЗ. Вместе с тем, есть уверенность, что в этот раз ситуация окажется для россиян гораздо более болезненной, чем в 2014 году. В случае обострения положения, доллар легко зайдет за 80, а евро — за 97 рублей».
«При этом даже высокие цены на нефть не смогут удержать «деревянный» на плаву, — считает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. — Могут появиться новые факторы давления на российскую нацвалюту, которые сейчас сложно прогнозировать. Действия ЦБ лишь помогут снизить колебания курса рубля, как это было в прошлом году, когда на фоне низких цен на нефть регулятор проводил на внутреннем рынке масштабные валютные интервенции. Но нынешний вероятный обвал российской валюты даже такие меры вряд ли компенсируют».