На Украине случилось то, что ее жители с трепетом ожидали с Нового года — коммунальные тарифы подскочили. Получив, наконец, платежки ЖКХ за январь, граждане смогли оценить масштабы бедствия. Например, в декабре отопление квартиры в 50 квадратных метра обходилось в 1310 гривен, а в январе оно уже стоило 1685 гривен. Горячая вода у хозяина жилья подорожала с 685 до 881 гривны. При этом, когда люди сравнивают нынешнюю платежку с той, что пришла им в феврале 2020 года, они приходят к выводу, что она подорожала примерно на тысячу гривен (2683 рубля). И это при том, что власти обещали избежать скачка цен.
По данным Госстата Украины, средняя зарплата украинцев в 2020 году была примерно равна 12 тысячам гривен (около 32 тысяч рублей). А средняя пенсия – 3507 гривен. С такими доходами скачок цен на услуги ЖКХ для многих оказался довольно болезненным.
В 2020 году власти активно работали над повышением стоимости коммунальных услуг. Подорожало не только отопление (которое сейчас списывают на сильные холода, из-за которых топить пришлось сильнее обычного), но и стоимость холодной воды – на 10-30% в зависимости от населенного пункта. По электроэнергии отменили льготный тариф на первые 100 киловатт…
Параллельно с этими процессами росла стоимость газа для конечного потребителя. К концу 2020 года ценник вырос до 13 гривен за куб, что привело к массовым акциям протеста. Власти подумали, и решили, что проще сбить ценник, чем пытаться выжать из сограждан последнее. В результате стоимость голубого топлива зафиксировали на уровне 9,14 гривны за куб для конечного потребителя. Правда, действовать это правило начало только в феврале, а в январе придется заплатить больше. При этом часть газовых поставщиков сопротивляется решению властей, с ними идут переговоры, и пока они не закончатся, людям придется платить свыше 10 гривен за куб.
«На сколько бы власти не повышали тарифы, у украинцев на это будет один ответ: неуплата по счетам. При этом правительство никак не объясняет необходимость повышения цен. Проблему пытались освещать только телеканалы «112.ua», ZiK и NewsOne. В том числе, они рассказывали о тарифных майданах. Возможно, по этой причине СМИ решили закрыть, — рассказал «МК» украинский политолог Кирилл Барашков. — Действия властей еще можно было бы понять, если бы на вырученные деньги у нас проводили бы какую-то модернизацию коммунальный сетей, но ничего подобного нет. Больше того, из-за очередного сбоя в энергосистеме центральных областей Украины, Киев был вынужден срочно закупить у Белоруссии 500 мегаватт электроэнергии, чтобы люди не остались без света».
По данным опроса Киевского международного института социологии, проведенного с 27 января по 1 февраля 2021 года, тарифные акции протеста поддерживает более 90% украинцев. Против них выступают только 6,3% опрошенных, а остальные не определились. Между тем, с апреля на Украине прекращает действовать скидочный тариф на газ. Вслед за этим ожидают подъем цен на электроэнергию и водоснабжение.
По «оптимальному» прогнозу правительства Украины на 2021-2024 годы, в 2021 году газ для украинцев должен подорожать на 20%, в 2022 году – на 10%, а затем рост составит 5% в год. Тарифы на централизованное отопление и горячую воду увеличатся в 2021 году на 16-18%, в следующем — на 6-9%, а затем на 3-5% в год. Электроэнергия в 2021 году подскочит на 52%, а в 2022 году – на 15-20%.
Как рассказал «МК» украинский политолог Алексей Якубин, главная проблема властей заключается в том, что они, с одной стороны, списывают все свои неудачи на неправильную коммуникацию с согражданами, а с другой, боятся поменять свои отношения с олигархами, которые фактически контролируют правительство. «Представители властей все проблемы объясняют тем, что они не смогли правильно объяснить населению гениальность своих реформ. Можно подумать, если бы у них получилось это лучше, люди обрадовались бы повышению тарифов. Кроме того, власти списывают протесты на активность оппозиции, которая раздувает из мухи слона. При этом вся социология показывает, что именно проблема роста тарифов сегодня находится на первом месте у украинцев. В частности, они наращивают свою задолженность. Если в начале февраля 2021 года украинцы были должны 73,6 миллиарда гривен за коммуналку, то в конце 2020 года он был 60 с лишним миллиарда гривен, — говорит Якубин. — Чтобы как-то изменить ситуацию, нужно умерить аппетиты олигархов, но такого желания нет. Власти надеются переждать до лета, а там протесты могут сойти на нет до следующих холодов. Если этого не произойдет, всегда можно поменять правительство. При этом недовольство в обществе копится, и даже если сейчас никакого восстания не произойдет, рано или поздно недовольство обрушит власть Зеленского. В конце концов, это сейчас он занимается тарифами. А следом будет реформа «Трудового кодекса», в котором у работников отнимают почти все их права, и пенсионная реформа, которая превратит пенсию в заработок для третьих лиц»