Нынешние выборы президента по накалу популизма могут превзойти все предыдущие в Украине. Кандидаты готовы пообещать мир и процветание. Декларируя существование глубоких проблем в государстве и обществе, не объясняют, как намерены их решать. Только сложившаяся за последние годы ситуация в стране такова, что популизм становится не ответом на запрос общества, а бегством от реальности. Все больше украинских экспертов и внешних наблюдателей приходят к выводу, что олигархическая модель украинского государства подошла к последней черте. Если после президентских выборов, не зависимо от того, кто их выиграет, руководство страны вместо реформирования политической системы и внедрения структурных изменений в экономике, продолжит заниматься популизмом, может наступить коллапс государства.
Украинцы устали от войны и бедности
Результаты совместного опроса Центра «Социальный мониторинг», «Украинского института социальных исследований им. А. Яременко», компании InfoSapiens и cоциологической группы «Рейтинг» демонстрируют усталость населения от войны и нищеты. Большая часть опрошенных (67%) полагает, что стране прежде всего необходим мир. 40% считают, что в государстве не хватает стабильности, 37% — порядка, а 34% и 31% — достатка и развития, соответственно.
Практически одновременно были опубликованы результаты еще одного совместного исследования Центра Разумкова, Киевского международного института социологии(КМИС) и Центра «Социс». Как и в предыдущем соцопросе, большинство респондентов обеспокоены войной на Донбассе (61,2%), низкими зарплатами и пенсиями (53,7%) и высокими тарифами (52,7%).
В обоих опросах в тройке лидеров президентской гонки (с вариантами по местам в рейтинге, о чем более подробно писал Realist) названы Владимир Зеленский, Юлия Тимошенко и Петр Порошенко. Также в первую пятерку вошли кандидат от «Оппозиционной платформы — За жизнь» Юрий Бойко (10,4%) и лидер «Гражданской позиции» Анатолий Гриценко (8,4%). У остальных кандидатов рейтинг ниже 7%. Проголосовать на президентских выборах готовы около 81% опрошенных.
С приближением дня голосования опубликованные рейтинги не столько указывают на шансы кандидатов на победу, сколько на активность предвыборных штабов. «Времени до голосования осталось немного. Сейчас значения будут иметь не какие-то прорывные решения и идеи, а то, кто из претендентов допустит меньше ошибок. Не исключаю, что ближе к финалу начнется борьба компроматов», — пояснил Realist’у политический эксперт Фонда «Демократические инициативы» Петр Бурковский.
И отмечает, что обращать внимание следует не только на показатели популярности политиков, но и на антирейтинги основных кандидатов в президенты.
Антирейтинг политиков возглавил Петр Порошенко: половина опрошенных не проголосовали бы за него ни при каких обстоятельствах. За Юлию Тимошенко не отдали бы свои голоса почти треть опрошенных, за Юрия Бойко — около четверти и каждый пятый за Олега Ляшко.
Исследования группы «Рейтинг» показывают, что электорат трех основных кандидатов практически не пересекается. Основная борьба развернулась за голоса тех, кто не определился с выбором кандидата, а таких, по разным опросам, около 15% (стр. 10). Плюс голоса тех, кто не решил, пойдет ли голосовать вообще — около 20% (стр. 7).
Таким образом, около 35% украинцев, не находят у кандидатов в президенты (программах или лозунгах, выступлениях и заявлениях) ответов на вопросы, которые они считают самыми важными.
Обещания и обязательства
Фаворит гонки Юлия Тимошенко, начав кампанию раньше всех, сконцентрировалась на реформе государственного устройства (переход к парламентской республике) и экономических проблемах. Лидер Батькивщины заявила, что тарифы на газ, горячую воду и тепло можно уменьшить как минимум в два раза.
У экспертов возникает вопрос, насколько ей удастся выполнить это обещание, ведь здесь замешаны очень разные и многие интересы. «Для снижения цены на газ, от которой зависят тарифы, нужно сделать три вещи. Первое — отвязать расчет стоимости газа от биржевой цены на немецком хабе. Нужны прямые контакты с европейскими трейдерами. Второе — использовать газ собственной добычи. И третье — продуманные социальные программы», — заявил Realist’у эксперт по энергетическим вопросам Валентин Землянский.
По его расчетам, себестоимость добычи украинского газа с учетом всех издержек и налогов составит около 100 долл. за тыс. кубометров. А руководство НАК «Нафтогаз», убежден Землянский, сознательно вводит украинцев в заблуждение, заявляя, что себестоимость добычи существенно выше — 250−300 долл. за тысячу «кубов».
Политические эксперты отмечают: стоит отделять предвыборные обещания и политические реалии, в которых эти обещания кандидаты по идее должны будут воплощать в конкретных решениях и действиях.
«Украина зависит от помощи внешних игроков — США, ЕС, МВФ и других международных структур. Следующему правительство надо будет, прежде всего, учитывать обязательства государства Украины перед внешними партнерами, а не обещания сделать газ дешевле или поднять зарплату», — заявил Realist’у политтехнолог Алексей Голобуцкий.
Горячее дыхание «холодного мира»
Война с Россией и будущее оккупированных территорий — практически бездонный источник популизма. Большая часть кандидатов декларируют «Крым — это Украина», но как вернуть контроль над полуостровом, не говорят.
Петр Порошенко и Анатолий Гриценко настаивают, что Крым можно вернуть«дипломатическим путем», не объясняя, каким образом они намерены усадить Кремль за стол переговоров. Российская сторона постоянно заявляет, что не намерена обсуждать с Киевом будущее полуострова.
Лидер «радикалов» Олег Ляшко ограничился тем, что выступил против «обмена» полуострова на Донбасс. А Юлия Тимошенко предложила привлечь к переговорам участников Будапештского меморандума. Команда Владимира Зеленского пока ограничилась общими тезисами об украинском Крыме, а чтобы добиться прекращения войны, нужно вести переговоры с российскими руководством.
С оккупированными районами Донбасса ситуация не лучше. Тут в части популизма первенство уверенно удерживает нынешнее руководство страны. Петр Порошенко, выступая на форуме «От Крут до Брюсселя. Мы идем своим путем» неожиданно заявил о необходимости мирных взаимоотношений Украины с Россией.
«Конечно, нам нужен мир с Россией. Холодный, но мир. Люди устали от войны. На этой болезненной эмоции безустанно играет российская пропаганда и ее пустобрехи в Украине», — сказал президент. Порошенко уточнил, что мир в его понимании означает «полное восстановление территориальной целостности» и признание Кремлем права Украины на независимую внешнюю политику.
Эксперты обращают внимание на то, что глава государства, реагируя на общественные настроения, говорит о «мире», но при этом власти не знают, как завершить войну на востоке страны.
«Слова Порошенко о «холодном мире» означают продолжение состояния «ни войны, ни мира». Масштабных боевых действий нет, но все равно продолжают гибнуть люди, экономика остается растерзанной, а власти используют фактор войны для запугивания общества», – отметил в комментарии Realist’у директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник.
Сомнительная «автономия»
В штабе Юрия Бойко предложили дать Донбассу автономию в составе Украины. Важный нюанс: об этом на минувшем съезде заявил не сам Бойко, а глава политсовета партии, лидер движения «Украинский выбор» Виктор Медведчук. На днях Генпрокуратура по заявлению нардепа Андрея Тетерука завела на него уголовное дело за «государственную измену».
Очевидно, Бойко и Медведчук пытаются получить голоса электората, ранее голосовавшего за Партию регионов и коммунистов. «Тут не столько популизм, сколько попытка завернуть особый статус для Донбасса в броскую обертку с названием „автономия“, и таким образом привлечь электорат юго-востока. Кому-то такая формулировка может не нравиться, но именно о таком статусе для ОРДЛО идет речь в Минских соглашениях, под которым наши власти поставили подпись», — говорит Бортник.
Тактика Кремля остается прежней — интегрировать ОРДЛО обратно в Украину, но на своих условиях: особый статус, свободное использование русского языка, отказ от НАТО и ЕС, право «республик» влиять на внешнюю политику страны.
«Москва прямо указывает: или забирайте Донбасс обратно в таком виде, или война будет продолжаться дальше. Мне, как и остальным патриотам Украины, хотелось бы полного восстановления территориальной целостности страны. Но дальнейшее углубление кризиса экономики может поставить следующее правительство перед выбором: или страна продолжает тратить ресурсы на войну, или ради европейского будущего рассматривает варианты отказа от этих территорий», — говорит Алексей Голобуцкий. И добавляет, что пока для себя не определил, какой вариант будет для страны оптимальным.
Пока ясно только что ни один из действующих политиков в Украине не готов выступить с подобным предложением.
Глава дипломатии ЕС Федерика Могерини отказалась комментировать слова президента Порошенко о подаче заявки на вступление в ЕС в 2024 году
Европейские устремления
Следующий пример явного популизма — проевропейская риторика власти. Петр Порошенко, выступая на упомянутом форуме заявил, что к 2024 году Киев подаст заявку на членство в ЕС, а также получит и начнет выполнять план по достижению членства в НАТО.
«Предвыборные лозунги о том, что мы, мол, подадим заявку на членство в ЕС — пример нечистоплотной политической игры. Заявку на членство можно подать хоть завтра, а не ждать до 2024 года. Вопрос в том, готова ли Украина вступить в Евросоюз и, соответственно, готов ли Брюссель нас принять. Заявление Петра Порошенко — это даже не популизм, а чистой воды предвыборная манипуляция, когда электорату пытаются продать бюрократическую процедуру — подача заявки — как некое серьезное решение, продвигающее интеграцию Украины с ЕС», — заявил Realist’у политический аналитик Александр Кочетков.
Верховный комиссар ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини отказалась комментировать слова украинского президента.
Более того, отвечая на просьбу о комментарии, глава европейской дипломатии даже не обмолвилась о Соглашении об Ассоциации ЕС с Украиной. А ведь до сих пор в практике расширения ЕС его подписание означало для государства перспективу получения статуса кандидата на вступление в Евросоюз. Вместо этого Могерини предложила украинскому руководству сосредоточить внимание на сотрудничестве в рамках программы «Восточное партнерство», специально разработанной для государств – не членов ЕС.
Так по-европейски Петру Порошенко дали понять, что пока не стоит рассчитывать на вступление в ЕС.
Конец олигархического государства
В условиях общего кризиса модели государственного управления, сформировавшейся за годы независимости, такая лавина популизма несет серьезную угрозу для государства и общества. Политические эксперты отмечают, что олигархическая модель украинской государства исчерпала себя. В настоящее время рушатся три основных ее столпа: благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура (падение спроса и падение цен на украинский продукцию металлургии и химпрома), дешевая рабочая сила (массовый выезд в последние годы специалистов и представителей рабочих профессий за рубеж) и инфраструктура, которая уже на износе.
«Олигархическое государство, которое начали создавать еще при Леониде Кучме, паразитировало на промышленном потенциале и дешевой рабочей силе, которой некуда было бежать. Сейчас обстоятельства изменилась. Формально, в Украине работают и генерируют доход около 11 млн. человек. Из них половина — бюджетники. Соответственно, реально только 4−5 млн. человек создают прибавочную стоимость, чего катастрофически мало для удержания страны на плаву. Если власти и дальше будут заниматься популизмом, может произойти надлом государства», — заявил эксперт в комментарии Realist’у соучредитель Украинского института будущего Юрий Романенко.
У следующего президента возникнет проблема, за счет каких ресурсов удерживать власть. Как отмечает Юрий Романенко, из наиболее реальных претендентов пока только Юлия Тимошенко пытается артикулировать выход из сложившегося положения, предлагая в своей стратегии «Нового курса» конституционную реформу и программу экономических преобразований.
У Петра Порошенко с конкретикой в отношении перестройки государственного устройства совсем худо. Президент, как отмечают эксперты, увлекся право-популистской риторикой, оказавшись в нише, которую ранее занимала ВО «Свобода»: ставка на армию, независимую церковь и защиту украинского языка.
Стратегическая проблема для Петра Порошенко в том, что он продолжил линию своего предшественника — беглого Виктора Януковича. Нынешний глава государства попытался стать единственным олигархом в стране, а не первым среди равных.
Петр Порошенко нарушил прежний элитный консенсус, не предложив ничего взамен. Теперь он намерен «проскочить» на второй срок, используя популистские лозунги и административный ресурс. Очевидно, что на втором сроке Петр Порошенко будет занят не реформами, а сохранением активов, накопленных за время своего первого президентства. В итоге это может привести не просто к острому политическому кризису, а окончательно нивелирует институты государства.
Когда очень много кандидатов и партий баллотируются на выборах, то популизм — это простейший способ обратить на себя внимание электората. Только на этот раз, если украинские избиратели, вопреки повторяющемуся печальному опыту, поверят в беспочвенные обещания политиков, он может оказаться губительным. В условиях войны с изначально более сильным соседом страна может и не пережить еще одну грандиозную «встряску».