Москве скончался народный артист РФ, актер Театра имени Моссовета Анатолий Адоскин. Ему был 91 год. Дата и время прощания будут сообщены дополнительно.
Анатолий Михайлович Адоскин родился 23 ноября 1927 года в Москве. Детство будущего артиста прошло во дворе дома, в котором жили артисты МХАТа, Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко.
В 1948 году Адоскин окончил студию при Театре имени Моссовета под руководством Юрия Завадского, сообщает ТАСС. После окончания студии приглашен в труппу театра. В 1961 году перешел в «Современник», но через семь лет вернулся и до конца жизни был актером Театра имени Моссовета. Исполнил роли в десятках спектаклей.
Анатолий Адоскин также был известен как киноактер. Его дебютной работой стала роль Вали Жукова в фильме «Два капитана». Среди наиболее известных киноработ: Вадим Дементьев в комедии «Девчата», следователь Николай Нелюдов в фильме «Братья Карамазовы», Анатолий Сидоров в комедии «Семь стариков и одна девушка».
Адоскин преподавал в Школе-студии МХАТ, занимался литературоведческой деятельностью, исследовал творчество Александра Пушкина.
Анатолий Адоскин: биография
Несмотря на то что кино идет в ногу со временем, появляются спецэффекты, комбинированная съемка, компьютерная графика, которая способна поменять реального актера на цифровую модель, а режиссеры удивляют зрителей взрывами и профессиональными каскадерами, большинство российских киноманов все равно отдают предпочтение фильмам, которые снимались в СССР.
В советском кино 60-х годов зритель чувствует первые ростки свободы, птица кинематографа во время оттепели вырвалась из тоталитарной клетки на волю (по крайней мере, предпринимались такие попытки). После смерти Сталина цензура никуда не делась, многие киноленты попросту пылились на режиссерских полках.
Но кинодеятелям удалось со временем преодолеть тот беспросветный занавес, которым было прикрыто их творчество, ведь практически каждый режиссер вкладывал в свою работу как сюжет, так и частичку души. Поэтому киноленты СССР, наполненные жизнью тех лет, пользуются популярностью и по сей день. Но нельзя не сказать об актерах, которые в понимании современного зрителя становятся бессмертными. К таким актерам можно отнести Анатолия Михайловича Адоскина, сыгравшего во многих примечательных кинолентах тех лет.
Детство и юность
Анатолий Михайлович Адоскин родился 23 ноября 1927 года в Москве в то смутное время, когда прошла Октябрьская революция и надвигалась Великая Отечественная война. Анатолий Михайлович начал задумываться об актерском творчестве еще с самого детства: он рос и воспитывался в Козицком переулке, а в соседнем доме жили артисты Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Маленький мальчик зачастую наблюдал за окном, в котором до самого позднего вечера горел свет, и мечтал приблизиться к высокому и прекрасному – к драматическому искусству.
Правда, он хотел стать оперным певцом – таким же, как Федор Шаляпин или Энрико Карузо, но понимал, что без актерского мастерства – никуда. Целеустремленный мальчик попал в тот заветный двор, где жили артисты, и обзавелся новыми товарищами. Также он познакомился с театральным капельдинером, благодаря которому день за днем мог просматривать спектакли. Но во время войны Анатолию Адоскину было не до партий: он трудился на заводе и собирал мины. Трудолюбивый юноша считался лучшим в своем цехе.
Стоит сказать, что отец Анатолия Михаил Адоскин не одобрял творческие потуги сына. Мужчина хотел, чтобы его отпрыск освоил более приземленную мужскую профессию. Поэтому отправил ребенка в автотранспортный техникум. Правда, Анатолий не был рачительным студентом: юноша пропускал нелюбимые занятия, втайне от родителей мечтая о творческой стезе. Поэтому уже через год Адоскина отчислили.
Молодой человек долго не решался донести эту новость маме и папе, к тому же будущий актер потерял рабочую карточку, которую можно было восстановить только после поступления в студию при Вахтанговском театре, но на тот момент экзамены уже закончились. Анатолию ничего не оставалось делать, кроме как нагрянуть к Борису Захаве (руководителю курса) домой.
«Пришел к Захаве утром, постучал, он вышел ко мне в халате, и я выпалил: «Хочу к Вам в студию. Знаю, что поздно, но я очень талантливый, возьмите меня». Видимо, от изумления он решил меня прослушать и зачислил на курс», – делился Анатолий Адоскин в интервью.
Юноша проучился только три дня, получил заветную карточку и пропал с концами: он ждал возвращения Завадского, находящегося в эвакуации. К тому же ему не понравилось, что на курсе, где учились Ульянов и Борисова, некоторые студенты несерьезно себя ведут. А искусство этого не терпит.
Театр
В 1943 году молодой человек поступил в студию театра имени Моссовета, где обучался под руководством Юрия Александровича Завадского. В 1948-м Анатолий Михайлович получил диплом. По окончании студии актера пригласили в труппу театра. Адоскин запомнился зрителям как разноплановый актер, который по щелчку пальца может менять свое амплуа. В театре он сыграл в таких спектаклях, как «Модная лавка» (И. Крылов, 1949), «Виндзорские насмешницы» (Шекспир, 1957), «Трудовой хлеб» (А. Н. Островский 1952) и т.д.
В 1961 году Анатолий Адоскин ушел из театра имени Моссовета и стал служить в «Современнике» по личным соображениям: актер устал от официозного репертуара. С 1965 по 1968 Адоскин выступал на подмостках Ленкома, где художественным руководителем был Анатолий Эфрос.
Актер признался, что с Анатолием Васильевичем их связывали дружеские отношения, поэтому начальник и подчиненный обращались друг к другу на «ты». Адоскин рассказывал, что на сцену Ленкома пригласил Валентина Гафта и Евгения Стеблова. Но азарт продлился недолго: в 1967 году Эфрос отстранился от должности и стал режиссером в театре на Малой Бронной, поэтому Адоскин решил вернуться в театр им. Моссовета.
Фильмы
Театр и кино – понятия схожие, но в то же время игра на сцене принципиально отличается от игры на камеру. Например, по-разному интерпретируются жесты, выражаются эмоции, в другой хронологии развивается персонаж и т.д. Поэтому неудивительно, что некоторые актеры перебираются со сцены на съемочную площадку, чтобы разбавить свою творческую жизнь. В послужном списке Анатолия Михайловича более 60 примечательных ролей. В основном он играет добрых и наивных персонажей, которые не способны на подлые и противоречивые поступки.
Дебютной работой Адоскина перед режиссерскими камерами стал приключенческий фильм Владимира Венгерова «Два капитана» (1955), где актер сыграл Валю Жукова. В 1958 году Анатолию Михайловичу посчастливилось сыграть в военном фильме «Часы остановились в полночь», а затем он появился в картине Сергея Сплошнова «Любовью дорожить» (1959). В 1961 году Адоскин поучаствовал в культовом фильме советских времен «Девчата», который повествует о наивной девчонке Тосе Кислицыной (Надежда Румянцева).
В 1968-м актеру посчастливилось поработать на одной киноплощадке с Михаилом Ульяновым, Кириллом Лавровым и Андреем Мягковым во время съемок фильма по роману Федора Достоевского «Братья Карамазовы».
В том же году Анатолий Михайлович сыграл в комедии Евгения Карелова «Семь стариков и одна девушка». Сюжет картины вращается вокруг выпускницы физкультурного института Лены (Светлана Савелова), которая ведет «группу здоровья» и пытается наставить на путь истинный алкоголиков и тунеядцев. Девушке не нравится такой расклад, поэтому она всеми силами желает, чтобы ее отстранили от должности. Хотя Елена дает своим подопечным «старикам» (актеру досталась роль безнадежного холостяка Анатолия Сидорова) шуточные или, наоборот, тяжелые задания, они проникаются любовью к своему тренеру и пытаются сделать все, чтобы оказаться на высоте.
Также Анатолий Михайлович играл в таких картинах, как «Каждый вечер после работы» (1973), «Про дракона на балконе, про ребят и самокат» (1976), «Женщины шутят всерьез» (1981), «Живой труп» (1987) и т.д.
Для Адоскина новый век в кино начался с психологической картины Андрея Кончаловского «Дом дураков» (2002), которая рассказывает о чеченской клинике для душевнобольных и о безжалостной войне. Также в актерский состав вошли Юлия Высоцкая, Евгений Миронов, Владимир Федоров и другие актеры. Благодаря этому фильму Анатолия Михайловича выдвинули на премию «Золотой орел» в номинации «Лучшая мужская роль второго плана».
В 2015 году Анатолий Адоскин попробовал себя в амплуа писателя: он написал автобиографическую книгу «Ах, если бы вы знали, если бы слышали…», где поделился воспоминаниями о театре и о дружбе с великими актерами, например, с Фаиной Раневской. Также Анатолий Михайлович поучаствовал в программе «Линия жизни» (телеканал «Россия-Культура»). В кино не снимался с 2014 года (сериал «Кураж»).
Личная жизнь
Актер признавался, что в театре у него никогда не случалось романов, хотя от девушек не было отбоя. В юности Анатолий Адоскин был тайно влюблен в балерину Ольгу Румянцеву.
Стоит сказать, что актер был примерным семьянином. В 1944 году Анатолий Адоскин познакомился с будущей супругой Ольгой Тарасовой (племянница Аллы Тарасовой), которая также танцевала в балете.
Когда Анатолию Михайловичу было за 20, у него родилась дочь Мария, которая стала учителем английского и получила кандидатскую степень по филологии. По слухам, Мария Анатольевна живет в Америке.
Фильмография
- «Два капитана» (1955);
- «Часы остановились в полночь» (1958);
- «Любовью дорожить» (1959);
- «Девчата» (1961);
- «Семь стариков и одна девушка» (1968);
- «Каждый вечер после работы» (1973);
- «Про дракона на балконе, про ребят и самокат» (1976);
- «Женщины шутят всерьез» (1981);
- «Живой труп» (1987);
- «Дом дураков» (2002);
- «Иисус Христос-суперзвезда» (2005);
- «Тюрьма особого назначения» (2006);
- «Огни большого города» (2009);
- «Две зимы и три лета» (2013);
- «Кураж» (2014).