Утром в пятницу, 8 февраля, пресс-служба театра Моссовета сообщила печальное известие — умер народный артист Сергей Юрский. Известному актеру было 83 года.
Сергей Юрский в театре Моссовета играл с 1978 года. Зрителю он также известен по своим ярки ролям в кино — он сыграл в таких культовых картинах как «Любовь и голуби», «республика ШКИД», «Место встречи изменить нельзя». Коллеги называли его настоящим талантом и великим драматургом, поэтом, прозаиком.
Причины смерти Сергея Юрского пока не называются
О том, что стало причиной смерти любимца публики пока не сообщается. Как передает Московской Комсомолец, в пресс-службе театра лишь констатировали факт, не разъясняя подробности произошедшего.
В конце прошлого года в СМИ появилась информация о том, что артист был госпитализирован в одну из столичных клиник. Информации о том, чем именно более Юрский, не было — сообщалось лишь, что актер доставлен в инфекционное отделение с воспалением.
Был ли выписан из клиники актер либо же он скончался так и не оправившись от тяжелого заболевания, пока не известно.
О дате и месте прощания с артистом будет сообщено позже. Вероятно, прощание пройдет в театре, которому Юрский посвятил большую часть своей жизни.
Сергей Юрский — биография, чем прославился
Сергей Юрский родился в 1935 году в Ленинграде в театрально-музыкальной семье. Его мать была учительницей музыки, а отец был режиссером и актером, который играл и ставил пьесы в самых разных городах и театрах Советского Союза. Семья постоянно переезжала по работе из города в город, пишут Аргументы и факты.
После окончания войны отец Сергея работал режиссером в известном московском цирке на Цветном бульваре. А спустя пять лет семья вернулась в Ленинград, где Сергей окончил школу с почетной золотой медалью. С детства он мечтал работать в театре, однако, как это часто бывает в театральных семьях, родители не хотели, чтобы он связывал свою жизнь с театром.
После окончания школы он учился на юридическом факультете Ленинградского университета. Во время учебы участвовал в постановках Театра-студии под руководством актрисы и педагога Евгении Карповой.
После третьего курса перешел в Ленинградский театральный институт имени А. Н. Островского (ныне Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства), который окончил в 1959 году. Курс в театральном вузе, на котором учился Юрский, вел Леонид Федорович Макарьев. Юрский часто с благодарностью вспоминал о уроках Макарьева, об учебных работах и репетициях под его руководством. Макарьев увидел в юноше острохарактерного актера. С 1-го курса готовил с ним роль Карандышева в «Бесприданнице» А. Н. Островского.
После окончания 2-го курса Юрский был принят в Большой драматический театр имени М. Горького. Первой его ролью на этой сцене была роль Олега в спектакле «В поисках радости» В. Розова. Эта работа была отмечена искренностью и непосредственностью исполнения. Затем был экстравагантный бездельник-сынок синьора Марио в пьесе А. Николаи «Синьор Марио пишет комедию» (1958). Заметными ролями в репертуаре БДТ стали Костя Часовников в «Океане» А. Штейна, Адам в «Божественной комедии» И. Штока. Главным событием оказался Чацкий в постановке Г. Товстоногова «Горе от ума» А. Грибоедова.
Вскоре его пригласили в Ленинградский театр имени Ленинского комсомола на роль Винченцо в пьесе Эдуардо де Филиппо «Никто».
Параллельно театральным и киноролям он выступал с концертами, читал рассказы Чехова, Зощенко, прозу Гоголя, Бабеля, Шукшина, поэзию Пушкина, Пастернака, Мандельштама.
После запрета зоринского спектакля «Диона», где актером была сыграна главная роль Юрский занялся и режиссурой.
В 1978 году Юрский переехал в Москву и стал артистом Московского театра имени Моссовета. Многие театралы ожидали, что он придет к Эфросу или Ефремову, но этого не произошло. В Театре имени Моссовета Юрский поставил «Тему с вариациями» Алешина с участием Р. Я. Плятта, «Правда хорошо, а счастье лучше» Островского (в этом спектакле у Юрского играла сама Ф. Г. Раневская), «Орнифля» Ануйя…
Его отъезд из Ленинграда воспринимался земляками Юрского как личная потеря. По городу даже ходила такая печальная шутка о том, что перебраться Юрскому из Ленинграда так же невозможно, как и перенести в Москву Исаакиевский собор. Однако сам Юрский 1990-е годы в Москве называл наиболее плодотворным периодом своей творческой биографии. В это десятилетие были созданы яркие постановки: «Игроки-XXI» (МХАТ, 1992), «Стулья» (театр «Школа современной пьесы», 1994), «Не было ни гроша, да вдруг алтын» (Театр имени Моссовета, 1997), «Боркман» («Хаюдза», Токио, 1998), «Провокация» (театр «Школа современной пьесы», 2000).
Юрский исполнил много театральных ролей в разных театрах. Кроме выступлений в Театре имени Моссовета он выступал на сцене МХАТ имени А. П. Чехова, в театре «Школа современной пьесы». Его постоянными партнершами во всех перечисленных театрах были актриса и жена Наталья Тенякова и дочь, Дарья Юрская.
Юрский был убежденным поклонником системы Станиславского. В изложении Михаила Чехова он создал «АРТель АРТистов Сергея Юрского» (1992), которая была призвана воплотить его давнюю мечту о создании «театра для людей».
Среди его театральных ролей значатся: Олег («В поисках радости», 1957), Дживола («Карьера Артуро Уи», 1962), Чацкий («Горе от ума», 1963), Илико («Я, бабушка, Илико и Илларион», 1964), Тузенбах («Три сестры», 1965), Генрих IV («Генрих IV», 1969), Грознов («Правда хорошо, а счастье лучше», 1980), Тесман («Гедда Габлер», 1983), Левье («Стулья», 1994), Режиссер («После репетиции», 1996), Маэстро («Провокация», 2000) и др. — всего более 60.
Юрский также много снимался в кино. Зрителями особенно любимы его роли в фильмах: «Повесть о молодоженах» (1959), «Человек ниоткуда» (1961), «Крепостная актриса» (1963), «Время, вперед!» (1965), «Республика ШКИД» (1966), «Золотой теленок» (1968), «Интервенция» (1968), «Король-олень» (1969), «Дачный домик для одной семьи» (1978), «Маленькие трагедии» (1979), «Место встречи изменить нельзя» (1979), «Не бойся, я с тобой» (1981), «Ищите женщину» (1982), «Падение Кондора» (1982), «Али-Баба и сорок разбойников» (1983), «Сказки старого волшебника» (1984), «Любовь и голуби» (1984), «Чернов/Chernov» (1990), «Пистолет с глушителем» (1993), «Королева Марго» (1996), «Чеховские рассказы» (1999).
Играл Юрский и на сцене зарубежных театров: в театре «Бабиньи» (Париж, 1991), в Национальном театре в Брюсселе (1993). Как режиссер работал в японском театре «Хаюдза» (1996, 1998). В кино и на телевидении поставил фильмы «Фиеста» (1976), «Младенцы в джунглях» (1975), «Чернов/Chernov» (1990).
Его перу принадлежит цикл стихов, рассказов, повестей и очерков, опубликованных в ведущих журналах, а также несколько книг прозы и стихов: «Кто держит паузу» (Л.: Искусство, 1977), «Кто держит паузу» (М.: Искусство, 1987), «Безвременье» (М.: Советский писатель, 1987), «С. Ю. Р.» (СПб.: Петрополь, 1996), «Жест», «Полина» (1997), «Содержимое ящика» (1999). В 2001-2002 изданы «Западный экспресс» (М.: Вагриус) и 5-томное собрание сочинений С. Ю. Юрского в издательстве «Время».
С 1990 года он был секретарем Союза театральных деятелей РФ.
С 2016 года был членом режиссерской коллегии Театра им. Моссовета.
В последние годы он выступал как чтец художественных произведений. Артист создал 15 программ современных и классических авторов. Со своей программой «Пушкин и другие» он совершил несколько мировых турне.
Юрский также написал несколько книг прозы и стихов («Кто держит паузу», «Жест», «Попытка думать» и других), он переводил пьесы Эжена Ионеско. В 2010 году был издан сборник произведений Игоря Вацетиса — по мнению большинства критиков, это псевдоним Юрского.
Награды и звания
Народный артист РСФСР (1987)
Заслуженный артист РСФСР (1967)
Кавалер орденов «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2005), «Знак Почета» (1995),
Лауреат премии «Золотая маска» (1998), лауреат всесоюзных и международных конкурсов и фестивалей.