Российские власти и Международный валютный фонд вступили в заочный, но принципиальный спор, чего не случалось очень давно. МВФ в своем докладе выразил несогласие с декабрьским решением правительства вернуть минимальное пособие по безработице на допандемический уровень – 1500 рублей. Как поясняют чиновники в Москве, граждане не торопятся искать новую работу, довольствуясь вспомоществованием от государства. Опрошенные нами эксперты считают такой подход неверным.
МВФ рекомендует правительству РФ оставить все пособия по безработице на том уровне, какой был установлен весной 2020 года. Тогда власти в качестве временной антикризисной меры повысили их максимальный размер с 8 тысяч до 12 тысяч 130 рублей (до МРОТ), а минимальный – с 1500 до 4,5 тысяч (эта сумма выплачивалась до конца августа). По оценке фонда, доковидные пособия крайне малы по сравнению с общей стоимостью жизни в России и требуют перманентного увеличения. В среднем они компенсируют гражданам лишь 27% утраченного заработка, в то время как в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) этот показатель достигает 47%.
Указывая на резко выросший в 2020 году уровень официальной безработицы в РФ (число зарегистрированных на бирже труда увеличилось почти на треть, достигнув 4,7 млн), фонд приводит аргументы российских официальных лиц. Согласно им, такая ситуация во многом связана с повышенными пособиями, которые создают «неправильные стимулы» и подрывают предложение на рынке труда. Мол, люди дестимулированы, им совершенно незачем утруждать себя в поиске новой работы, поскольку денег на жизнь, пусть скромную, и так хватает.
Кстати, как подсчитали аналитики FinExpertiza, к концу прошлого коронакризисного года количество официально занятых россиян сократилось на 1,65 млн человек, до 70 млн – абсолютного минимума за последние десять лет. Выходит, что больше половины населения нашей страны – это пенсионеры, дети и безработные.
«Как может демотивировать кого-то пособие в размере 4,5 тысяч рублей, когда прожиточный минимум трудоспособного гражданина составляет 12 тысяч 130?» — недоумевает профессор Финансового университета при правительстве РФ Александр Сафонов.
Эксперт напоминает, что минимальные пособия выплачивают тем, кто ищет работу впервые, кто был уволен за нарушение трудовой дисциплины, и кто имел длительный (больше года) перерыв в стаже. Например, матерям, которые сидели дома и воспитывали детей, или же бывшим студентам без всякого опыта работы. Именно эти категории населения относятся к наиболее уязвимым и нуждаются в максимальной финансовой и моральной поддержке государства. В реальности же им выделяют минимальные деньги по остаточному принципу.
Забавно, что обычно фонд навязывает странам какие-то совершенно безумные экономические корректировки, требуя, например, опустить расходы бюджета на социальные выплаты «ниже плинтуса». А тут мы их явно переплюнули, рассуждает член Совета Конфедерации труда России Павел Кудюкин. Понятно, говорит он, что пособие в 4,5 тысячи рублей никак не может дестимулировать людей. МВФ абсолютно прав в заочном споре с российскими властями, чья аргументация выглядит откровенно неприличной.
Конечно, на какие-то докризисные показатели и установки мы должны выходить рано или поздно. Все-таки эпидемия в стране в целом идет на спад, рассуждает доктор экономических наук Сергей Смирнов. Однако, по его словам, вопрос пособий по безработице требует сугубо адресного подхода со стороны федерального центра, определяющего правила назначения и начисления социальных выплат. Во многих регионах ситуация по-прежнему остается весьма напряженной – и с заболеваемостью, и с масочным режимом, и с прочими ограничениями. Новые рабочие места там не появились, старые – не восстановились, закрытые предприятия по-прежнему «на замке». Почему бы не сохранить в этих субъектах льготные условия для населения, хотя бы в виде минимальных пособий по безработице в 4,5 тысяч? В конце концов, у разных регионов разная структура экономики: есть отстающие и дотационные, а есть вполне благополучные, такие как нефтедобывающие Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий АО.