Основатель партии «Яблоко» Григорий Явлинский ответил на критику своей недавней статьи, в которой он обвинил оппозиционера Алексея Навального в национализме, популизме. Новая статья Явлинского под названием «Вот так просто попасть в палачи: промолчи!» появилась вечером в четверг на его сайте.
Первым делом Явлинский отвечает тем, кто критиковал его за несвоевременность выхода статьи с критикой Навального, так как тот сейчас арестован. По словам Явлинского, он говорил о том, что происходит, об угрозах, которых становится все больше, и о будущем страны. «Такой разговор не может не коснуться Навального, который с августа прошлого года в центре общественного внимания и который стремится быть не просто политиком, а лидером». Явлинский пишет, что Навальный получил два года и восемь месяцев колонии и надежды на то, что его выпустят, нет. «Ну и на какой срок нужно откладывать в этой ситуации такой разговор? Когда говорить о насущном и жизненно важном будет своевременно? Через неделю, месяц, год? Накануне или после выборов? Когда он выйдет?», — задается вопросом основатель «Яблока».
Следом Явлинский отвечает по пунктам на претензии к статье. По его словам, Навальный знал, что его посадят, но в этом заключалась его политическая тактика. «Навальный хотел, чтобы люди вышли протестовать, чтобы к его аресту и суду было привлечено максимальное внимание. Это вполне ожидаемо привело к тому, что тысячи людей были арестованы, сотни оказались в изоляторах, возбуждены десятки уголовных дел».
Политик отмечает, что Навальный не просто сидит в тюрьме, а его соратники от его имени публикуют план, в котором говорится о продолжении акций. «Он руководит протестами из тюрьмы, которая используется для того, чтобы вызвать поддержку и попытаться заткнуть рот всем критикам, оппонирующим власти. Да, это его стратегия. А почему мы должны ей следовать? Люди будут выходить, их будут избивать и сажать, ломать их судьбы. Это подлая и бессмысленная тактика, которая ведет, помимо всего прочего, к глубочайшему разочарованию», — считает Явлинский.
Основатель «Яблока» говорит, что сейчас ситуация усложнилась и возможностей защищать людей и вытаскивать их из спецприемников стало меньше. «Так когда же высказывать точку зрения о том, что надо прекратить провоцировать людей идти под дубинки и уголовные дела? Через месяцы или годы? А пока сидеть и молчать? Это, что ли, политикой называется?», — продолжает он задавать вопросы.
Явлинский говорит, что соратники Навального устраивают акции не ради «нашей и вашей свободы» и не для освобождения политзаключенных, а конкретно, чтобы привлечь внимание к Навальному. «Ради этой цели людей и дальше призывают выходить на улицу и садиться в тюрьму. За «привлечение внимания» к Навальному люди должны заплатить своей свободой, своим здоровьем, а страна — своим будущим. И мы должны сидеть, смотреть на это и молчать? Нет, политик обязан говорить тогда, когда идет действие, а не когда-нибудь потом анализировать уже случившееся.», — утверждает Явлинский.
Политик подчеркивает, что для него дороже судьба людей и категорически неприемлемо «бросать их в топку». По словам Явлинского, он несет ответственность за политику в стране, а значит и за судьбу этих людей.
«Яблоко» не партия Гапона, мы людей подставлять не собираемся. Мы против провокаций, и говорить об этом надо тогда, когда есть угроза, а не когда для кого-то это прозвучит красиво. Гапоны готовы пролить кровь, чтобы легче было прикончить действующую власть. Такая цена нас не устраивает. Это вопрос принципа», — пишет Явлинский.
По словам политика, было бы странным спорить с крайне опасным для России направлении политики Навального и не упоминать его имя. «Возник очень опасный для всего общества ложный посыл: Навальный пошел в тюрьму — значит, он прав, дискуссия закрыта. Нет, не закрыта. Речь идет без преувеличения о жизни в нашей стране», — считает Явлинский.
Основатель «Яблока» предлагает отвечать власти в другой плоскости, там, где у нее почти нет ресурсов: в области программной, интеллектуальной, творческой. «Надо предлагать выход, показывать путь к свободе. Иначе потеряем не избирателей, не места в муниципальных советах, не оргструктуры, а целые поколения», — говорит в заключение Явлинский.